Причина смерти Сергея Добротворского

 21.04.20182685  13.0

Основной профессией Сергея Добротворского была кинокритика: он окончил театроведческий факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. После этого была аспирантура и получение степени кандидата искусствоведения. В жизни творческий потенциал Добротворского был реализован  не только в блестящих критических статьях: он успешно  попробовал свои силы как актёр, режиссёр, сценарист и журналист. Причиной смерти Сергея Добротворского стала передозировка героина.

Он родился в 1959 году в Ленинграде, в семье, тесно связанной с кино. После окончания ленинградской школы №2 НА Васильевском острове, поступил в 1976 году в ЛГИТМИК и в 1987 получил, после аспирантуры, учёную степень. В 1982-1984 году Добротворский успел отслужить в армии. С1990 года Сергей работал в Российском институте истории искусств. Почти 10 лет был преподавателем в Петербургской академии театрального искусства и Институте киноинженеров. В 1988 году его пригласили сняться в драме «Без мундира», а в 1988-м он участвовал в создании андеграудного фильма «Говорят члены общества Че-Паев» как актёр и режиссёр. Позже он написал оригинальные сценарии к нескольким фильмам, среди которых – зловеще пророческий «Марцефаль».

В 1987 году Добротворский  принимал участие в создании «Театра на подоконнике», для которого поставил спектакли «Последняя женщина Дона Хуана», «С днём рождения, Ванда Джун». Будучи с 1996 года председателем гильдии киноведов Санкт-Петербурга, он получил  премию имени Левитина за заслуги в этой области, уже вторую (1995 и 1997 года). За всё время своей профессиональной деятельности, Сергей Николаевич написал более 600 печатных работ по истории и теории кино, рецензий и обзоров. Его труды отличались эрудицией, великолепной работой мысли и безупречным анализом, в котором суховатый слог мастерски сочетался с эмоциональным блеском. Специалисты и сейчас считают его критику эталоном хорошего вкуса и досконального знания материала.

Неизвестно где и когда Добротворский пристрастился к наркотикам: возможности для этого были и в постперестроечном Санкт-Петербурге и в Америке, куда он выезжал с лекциями. После того, как от него ушла жена, эту слабость было чем оправдать, как и случилось в роковой для него час. Спустя годы после их разрыва,  Карина Добротворская написала мемуары, в которых проясняются некоторые обстоятельства гибели её мужа. Он принял одну дозу наркотика в уколе, а потом попросил вторую и, несмотря на предостережения членов компании, в которой находился, укололся второй раз, упомянув имя жены – вот почему умер Сергей Добротворский.

Когда приятели поняли, что он мёртв, они вынесли тело во двор, усадив на лавку. Так он просидел на улице всю ночь и половину следующего дня, пока кто-то из прохожих не обратил на него внимание. Это произошло в августе  1997 года, когда Сергею Николаевичу было только 37 лет. Написанная через 17 лет книга «Кто-нибудь видел мою девчонку: 100 писем к Серёже» стала бестселлером, едва попав в магазины.  




Всего комментариев: 1
Tilzer 15.02.2017 в 18:08Спам
Можно конечно задаться закономерным вопросом, кому же так настырно нужно мифологизировать малоизвестного в очень узких кругах нескольких «критиков», скончавшегося от передозировки героина двадцать лет назад Сергея Добротворского?
Ответ лежит на поверхности- это нужно лишь нескольким «критикам» из тех самых узких кругов. Если найти время и внимательно, непредвзято посмотреть на данное творчество, то понятно, что сам Сергей ничем особо не выделялся. Пара неудачных «сценариев» про вампиров и наркоманов в канувших в Лету эрзац поделок, запечатленных на кинопленку. Пара 15-ти секундных эпизодов в малоизвестных фильмах. Неудачные режиссерские потуги самодеятельного клуба любителей театра в виде «театра на подоконнике». Пописывал пространные заметки и публиковал их через некоего Тарханова, зав отделом культуры газеты Березовского Коммерсантъ.Тарханов известен в основном тем, что был сыном Шварцбрейма, любимого архитектора Сталина. На момент сотрудничества Добротворского с Коммерсантом, Тарханов являлся по совместительству любовником второй жены Сергея Карины Закс. Пописывал Сергей и в малоизвестном журнале Сеанс. Журнал издавался некой «мамашей» Аркус совместно с инструктором отдела пропаганды и агитации райкома КПСС, а позже заведующим сектором кинематографии отдела культуры Лениградского обкома КПСС Александром Голутвой.
Почитав заметки Добротворского в Сеансе можно только удивиться сколько в них пустословия, словоблудия, псевдотерминов и дурно подобранных не к месту цитат. В определенном смысле можно отметить, что талант Добротворского состоял в основном в том, с каким серьезным псевдоисследовательским задором длительно и детально обсуждалось либо клоунское шутовство самодеятельных несостоянтов. либо работы режиссеров известных и состоявшихся. Но насколько же псевдомногозначительны и скучно-серы эти опусы. Образцов в "Необыкновенном концерте" очень точно подметил подобную особенность псевдокритиков на подоконнике. В известной «Квантомузыкальной конструкции в трёх частях под названием "Мироощущение".
Семья в которой родился Добротворский была близка к кино лишь в том смысле, насколько бывший политработник Добротворский старший, назначенный в середине 1960-х годов начальником отдела кадров Ленинградской Телестудии, может быть близок к кино.
Уважающие себя специалисты не раз уже отмечали очень поверхностное знание предмета обсуждения Добротворским, его неустанные потуги искусственно соединять что-нибудь эдакое, с целью получить какой-нибудь неожиданный опять же искусственный и кратковременный эффект. Кратковременный, потому что любознательный читатель, вникший в суть предмета обсуждения, неминуемо замечает надуманность, передергивание фактического материала и попытки освоить дутую многозначительность, выпирающую за наукообразной терминологией, упоминаемой часто и не к месту.
Конечно жаль парня, как и любого наркомана, не рассчитавшего дозу героина. Но суть заключалась внутри самого Сергея, отчасти в его воспитании, которое проявилось в завышенной самооценке собственных творческих возможностей. Отсюда и неудовлетворенность несостоятельностью ни как режиссер, ни как актера, ни как сценариста. Отсюда и уход в наркотики. Да, грустный, но вполне закономерный финал. И попытки мофологизации немифологизируемого оставляют только горечь.
0